+7 (916) 169-39-90Заказать аэросъемку

Правовые аспекты использования беспилотников в России

20.02.2014

Внимание! Статья время от времени обновляется!!

В последнее время все больше людей, не имеющих отношения к авиамоделизму или профессиональному использованию дронов, покупают и летают на недорогих и простых коптерах (например, Phantom). При этом они слабо понимают, в каком правовом поле они оказались и чем все это грозит. Статья, которую я написал, предназначена для таких новичков, которые все-таки задают вопрос о легитимности своего хобби.

Сразу о плохом - это хобби под запретом

Вообще говоря, полеты на беспилотных летательных аппаратах в воздушном пространстве Российской Федерации без разрешения запрещены. Можно сказать, что настоящая редакция закона была подготовлена для нужд военных и гражданских организаций, т.е. закон явно относит беспилотники к воздушному судну со всеми вытекающими нормативными требованиями, например, наличие лицензии у пилота и т.п. Все усугубляется тем, что Федеральные правила использования воздушного пространства дают четкое определение Беспилотного летательного аппарата (БЛА), под которе попадают все радиоуправляемые модели, летающие вне зданий.

Другими словами говоря, физическому лицу управлять коптером, летающей моделью или простом вертолетиком за 30 долларом на территории России не нарушая закона практически невозможно.

Правовая база

Основным документом является постановление Правительства РФ от 11 марта 2010 г. N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации" Второй параграф Правил содержит определение БЛА: беспилотный летательный аппарат - летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов. 

Таким образом, все, что летает на радиоуправлении либо с помощью полетного компьютера называется БЛА. Более того, БЛА является воздушным судном. Можно было бы найти лазейку в определении воздушного пространства, однако оно определено как “воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем” - Воздушный кодекс Российской Федерации. Т.е. нет даже “щелочки” между поверхность земли и реальным воздушным пространством в которую могли бы поместиться авиамоделисты. 

Продолжаем в разделе 52 Федеральных Правил: 52. Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов A, C и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства. Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотным летательным аппаратом.

Законодательство - полный кошмар

Чтобы почувствовать этот бред в полной мере, необходимо сопоставить, что в воздушном пространстве класса G для обычного легкомоторного самолета, летающего ниже 300 метров (от 300 метров в Ростовской области до 4500 метров в некоторых районах Восточной Сибири) и не быстрее 450 км/ч разрешение не требуется. А для радиоуправляемого коптера или самолета обязательно нужен план полета и разрешение на использование воздушного пространства. Юридически полный комплект разрешений, необходимый для использования БЛА в воздушном пространстве РФ в соответствии с Воздушным законодательством РФ представляет собой (источник): 

  • сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам); 
  • государственный и регистрационный или учетный опознавательные знаки; 
  • сертификат (свидетельство) о допуске к управлению ВС лиц из числа авиационного персонала; 
  • подтверждение органа ЕС ОрВД об установлении временного или местного режима и включению поданного установленным порядком плана полета БЛА, в суточный план зонального и районного центра Единой системы; 
  • разрешение на использование воздушного пространства органа ЕС ОрВД. Если мы собираемся летать в Москве, необходимо получить специальное разрешение на полеты в запретных зонах (вот ссылка на действующий регламент). А в Санкт-Петербурге в дополнении к вышесказанному канал управления БЛА должен быть защищенным. 

Отдельный бред начинается, если вы ко всему прочему занимаетесь картографической съемкой. Я не буду приводить полный алгоритм получения разрешения, отмечу лишь необходимость наличия двух лицензий (на геодезическую деятельность и на работу с гостайной), наличие секретной комнаты с сейфом, наличие разрешения от ФСБ на полет, наличие разрешения от Генштаба области, разрешение администрации населенных пунктов. Насколько я знаю, лицензию на геодезическую деятельность вроде бы можно не предоставлять, а вот время и нервы на получение всего остального можно себе представить. 

Даже если у вас есть все лицензии и разрешения на полеты, от судебных разбирательств это не избавит. Вот, например, свежее дело, которое в конце концов ООО «Ижмаш-Беспилотные системы» к счастью выиграло у Управления Ространснадзора. Цена вопроса, между прочим, была от 300 до 500 тысяч рублей, а выиграть удалось только за счет переквалификации дела в малозначительное.

Что же грозит за нарушение закона?

Статья 11.4 ч. 1 КоАП Российской Федерации предусматривает За нарушение федеральных правил пользователем воздушного пространства: 

  1. Вы - частное лицо: штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей 
  2. Вы - должностное лицо: штраф от 25 до 30 тысяч рублей 
  3. Вы - юридическое лицо: штраф от 250 до 300 тысяч рублей (возможен отзыв лицензии на 90 дней) 

Статья 11.4 ч. 2 За нарушение воздушного пространства: 

  1. Вы - частное лицо: штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей 
  2. Вы - должностное лицо: штраф от 30 до 50 тысяч рублей 
  3. Вы - юридическое лицо: штраф от 300 до 500 тысяч рублей (возможен отзыв лицензии на 90 дней) 

К нам относится именно ч.2, так как мы не являемся законным пользователем воздушного пространства, при этом нарушаем его. Хорошо видно, что нарушать закон физическому лицу выходит на два порядка дешевле, чем юридическому. Во-вторых, во внимание должна приниматься оценка значительности ущерба от наших полетов; одно дело, когда мы летаем в поле и другое - в черте города. Иными словами, при благоприятных обстоятельствах штрафа можно избежать, а в самом плохом случае штраф составит 5 тысяч рублей. Уголовная ответственность наступает только в том случае, если полеты воздушного судна без разрешения привели к гибели одного или нескольких людей (источник).

Выводы

Таким образом, можно сделать следующие выводы: 

  1. Получить физическому лицу (равно как и индивидуальному предпринимателю) разрешение на полеты БЛА в Российской Федерации невозможно
  2. В Российской Федерации полеты на радиоуправляемых самолетах, вертолетах и коптерах физическим лицам вне помещений запрещены, однако максимальное наказание за полет составляет 5 тысяч рублей (в рамках административного правонарушения). 
  3. Избежать наказания можно, если нарушение будет признано незначительным. Т.е. летать надо так, чтобы потенциальная возможность причинить вред была минимальной. 

P.S. Есть еще пара статей, под которые можно подвести людей, летающих на коптерах. Я сознательно не буду их здесь публиковать - кто хочет, тот додумается и найдет, а вот давать в руки правохранительных органов подсказки я не стану.

Обновления от 01.08.2014

Очень интересная лазейка в законе содержится в определении "Использование воздушного пространства". Это определение дано в Главе II, Статья 11 Воздушного Кодекса

1. Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

2. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства. 

Таким образом, если принять во внимание акцент на "угрозу безопасности", то полеты без угрозы не являются использованием воздушного пространства, соответственно, лицо, выполняющее такие полеты на является пользователем и не может быть рассмотрено в рамках Статьи 11.4 КоАП РФ (см. выше).

Конечно, правовую возможность такой лазейки необходимо будет доказать в суде (как и полную безопасность для воздушного движения), однако это юридическое определение еще раз подчеркивает выводы, сформулированные в этой статье: летайте так, чтобы ваши полеты были безопасны для всех и у правоохранительных органов будет меньше возможностей завести на вас дело.

Огромное спасибо пользователю Torpedon на forum.rcdesign.ru.



Теги этой записи

Все записи
правовая база
закон

Поделиться в социальных сетях